Вся правда об «Автоплане», или Плюсы и минусы покупок в группах
Комсомольская правда, 21 февраля 2007 г.
На вопросы читателей «Комсомолки» ответила руководитель отдела по работе с клиентами ЗАО «АИСЕ-Украина» (ТМ «Автоплан») Ольга МАТВИЮК
Наши клиенты от вступления Украины в ВТО не пострадают
– Добрый день, звонит Наталья из Киева. Сколько нужно денег для первого взноса, чтобы стать клиентом вашей компании?
– Для того чтобы стать клиентом «Автоплана», необходимо иметь 3% от стоимости выбранного автомобиля и паспорт гражданина Украины. Больше никаких документов не требуется. Мы предлагаем автомобили ЗАЗ, Chevrolet, Daewoo, а также все модификации ВАЗов. Если, например, это автомобиль Sens по цене 41 335 грн., то для первого взноса вам понадобится 1488 грн.
– Алло, прямая линия? Беспокоит Светлана из Запорожья. Многие эксперты утверждают, что после вступления в ВТО Украина вынуждена уменьшить таможенные пошлины на ввоз импортных автомобилей, что приведет к их существенному удешевлению. Как это скажется на вашем бизнесе: нет ли здесь для вас и ваших клиентов определенных рисков?
– Вступление Украины в ВТО гарантированно не окажет никакого негативного влияния на наш бизнес. И уж тем более от этого не пострадают наши клиенты. Новые законы прежде всего предполагают отмену ограничений на ввоз машин старше восьми лет. Основу же нашей клиентуры составляют люди, желающие приобрести новую машину отечественного производства. Кстати, по оценкам аналитической группы «Автоконсалтинг», более половины рынка проданных автомобилей в 2006 году составили отечественные модели. Если они будут дешеветь, наши клиенты от этого только выиграют, поскольку смогут купить автомобиль ещё дешевле.
В 2006 году мы выдали 5500 автомобилей
– Здравствуйте. Дмитрий из Львова. Скажите, не похож ли ваш бизнес на финансовую пирамиду?
– Категорически нет ничего общего. Нужно иметь четкое представление о том, что такое покупки в группах и как работает эта система. Конечной целью и фактическим результатом нашего договора является получение автомобиля всеми участниками каждой группы, которую мы администрируем. Никто не исключен из этого правила. Все, кто исполняет свои обязательства по договору, гарантированно получают свой автомобиль. После формирования группа не требует привлечения новых участников для исполнения всех обязательств. Все автомобили покупаются только на деньги (ежемесячные взносы) участников группы, и никому, кроме участников этой конкретной группы, не передаются. Следовательно, здесь нет ни одного формального или фактического признака пирамиды. Покупки в группах, кстати, не являются чисто украинским изобретением. Они существуют более 30 лет, их родина – Латинская Америка. В Португалии, Венгрии, Польше и Испании также активно развивается этот вид потребительской активности.
– Но мы пока не находимся на уровне этих стран.
– А вы знаете, что по результатам 2006 года наша страна заняла 9-е место в Европе по объемам автопродаж? Конечно, мы пока не дотягиваемся до масштабов Франции, Англии, Италии, Германии, но, тем не менее, 9-е место – тоже достаточно высокий показатель. И это лишний раз говорит о том, что потребительский рынок в Украине развивается. В том числе и автомобильный.
– Сколько ваших клиентов получили машины в этом году и сколько нужно ждать автомобиль: семь, восемь лет?
– За 8 лет существования нашей системы мы выдали 21 900 машин, и у нас стабильно более 500 автомобилей единовременно находится в процессе регистрации. Непосредственно за 2006 год было выдано 5500 авто. Для сравнения, в 2004 году этот показатель составлял 3500 автомашин. Что касается сроков. Сначала формируется группа клиентов для приобретения машины определенной модели. Всех их объединяет то, что они платят одинаковый ежемесячный взнос и у них одинаковый статус внутри группы. И второе. Эта группа – закрытая, в нее больше никто не добавляется, а выходят из нее постепенно те люди, которые уже получили автомобили. Максимальный срок действия договора – 84 месяца. За какое время клиент внесет взносы – за 2 года, за 5 лет или за 7, он решает самостоятельно. Именно клиент фактически определяет для себя срок получения авто. Для этого существуют специальные механизмы распределения машин внутри группы.
Автомобиль можно получить, заплатив всего один взнос
– Добрый день, звонит Алексей из Киева. При каком объеме выплат я точно могу получить автомобиль?
– Во-первых, после вступления в систему «Автоплан» вы гарантированно получите авто в соответствии с правилами системы, при условии выполнения вами договорных обязательств. И это – главное. Как конкретно происходит распределение? Допустим, в первый месяц все участники конкретной группы получили квитанцию на ежемесячный взнос и оплатили его. По истечении месяца подсчитываются взносы каждого клиента, и те, кто заплатил больше, в следующем месяце получают машину. Если в вашей группе распределяются четыре машины, то и четверо клиентов с наибольшими суммами платежей их получат. То есть количество автомобилей для ежемесячного распределения зависит от того, как люди платят. Кроме того, вы имеете право позвонить и узнать, какие взносы делает та или иная группа. Имея эту информацию, вы в состоянии спланировать получение авто.
Помимо того, в любой четный месяц участник может получить машину путем аукциона. Клиент, который на аукционе предложит наибольшее количество взносов, получает автомобиль и только после этого платит заявленный им взнос. Если заявку подали три участника, то машину получает тот, кто заявил наибольшее количество взносов, а оставшиеся двое не обязаны платить. Очень часто таким механизмом пользуются люди, у которых есть старая машина. Имея на нее покупателя, они предлагают эти деньги на аукцион и потом, получив новое авто, просто меняют транспортное средство. И, наконец, для тех клиентов, которые не совершают досрочных платежей и не участвуют в аукционах, существует жеребьевка, посредством которой ежемесячно присуждается право на получения автомобиля одному клиенту в каждой группе. Необходимо подчеркнуть, что таким образом автомобили присуждаются каждый месяц, так что есть множество клиентов, которые получают автомобиль, заплатив один взнос, либо через два месяца с двумя взносами, либо с тремя и так далее.
– Прямая линия? Ольга из Харькова. Скажите, после покупки автомобиля он находится в залоге вашей компании? Нужно ли его страховать, в каких компаниях это лучше делать?
– Безусловно, мы должны иметь гарантии того, что, заплатив какое-то количество взносов и получив авто, наш клиент будет и дальше за него рассчитываться до выплаты полной стоимости. Одной из таких гарантий является договор залога, который наш клиент оформляет после регистрации в МРЭО.
А страховать авто можно так. Клиент или оплачивает годовую страховку, или, если ему так удобнее, погашает ее ежемесячно. Мы нашим клиентам рекомендуем услуги страховой компании «Кредо-классик», которая позволяет клиенту оплачивать страховку ежемесячными платежами. Но если клиент желает застраховать авто в другой компании, мы этому не препятствуем.
– Добрый день. Любовь Ивановна из Броваров звонит. В январе 2002 года мы заключили договор с «Автопланом». Три месяца платили взносы: 1280 гривен плюс первый взнос, потом написали заявление и расторгли договор. Но никто нам денег пока не вернул.
– Те суммы, которые вы платили, были потрачены на покупку авто для тех участников группы, чья очередь получать автомобиль уже настала за этот период. В соответствии с договором, который вы подписали (и для предварительного изучения которого у вас были все возможности), возврат денег клиенту производится в обязательном порядке, но только после того, как все участники вашей группы получат машины. При этом вы получите возврат ваших взносов, пересчитанных в соответствии с ценой нового автомобиля на дату возврата.
– Вы получаете проценты как по кредиту?
– Нет. Мы предоставляем услуги по администрированию приобретений в группе и получаем за это соответствующее вознаграждение в виде небольшой комиссии, которую платит клиент. Это 0,35% от суммы авто на каждый взнос. Еще раз подчеркиваю: никакими формами кредитования наша компания не занимается.
ОТ РЕДАКЦИИ: На вопросы, пришедшие по электронной почте, представители компании ответили непосредственно тем, кто их задал.
Записал Андрей ГАЦЕНКО